Киев
посетил известный православный богослов епископ Каллист (Уэр), а также
руководство знаменитого Свято-Сергиевского Института в Париже, бывшего в
1920-30 годы эпицентром русского религиозно-философского возрождения. Они
приняли участие в международной богословской Конференции в Киеве. Одним из
результатов Конференции стало открытие в Киеве высшей христианско-гуманитарной
школы. Безусловно, проблема богословского образования для мирян является на
Украине крайне важной. Важно и посещение Киева преемниками великого русского
религиозно-философского возрождения, особенно на фоне политики выдавливания
русской культуры, проводимой официальным Киевом.
Однако,
бросался в глаза тот факт, что на Конференции Россию представлял одиозный
"Библейско-богословский институт", откровенно проуниатское учебное
заведение. Знаменитые Русские духовные школы не были, почему-то, представлены.
Неужели плохо бы смотрелся вместе с еп. Каллистом профессор Осипов или прот.
Валентин Асмус? Или члены Богословской Комиссии РПЦ, возглавляемой
присутствовавшим на Конференции ее главой – митрополитом Минским Филаретом. Они
бы прекрасно дополнили друг друга. А то ведь может создасться впечатление, что
в Русской Православной Церкви – "интеллектуальная пустыня" по
сравнению с отцами Константинопольского Патриархата. А, следовательно, у
кого-то может возникнуть впечатление – вот на кого нужно ориентироваться, – на
Фанар.
Но
это же не так!
Совсем
недавно вышеупомянутый Библейско-богословский институт выпустил книгу еп.
Каллиста "Православная Церковь", в которой именитый богослов пытается
перенести ответственность за разгром униатами галицийских православных епархий
на Московский Патриархат. С точки зрения исторической правды это абсурд. С
точки зрения права – тоже. Даже если бы Московский Патриархат был бы не прав,
любое, прямое или косвенное, оправдание кровавого погрома трех епархий, всех
этих массовых избиений православных, является опасным прецедентом.
Единственное, чем можно объяснить подобную интерпретацию – попыткой обосновать
вмешательство Константинопольского Патриархата. По всей видимости, владыка
Каллист интерпретирует события подобным образом с подачи своего друга епископа
Всеволода (Майданского), представителя УПЦ в США юрисдикции
Константинопольского Патриархата. Еп. Всеволод – откровенный адвокат унии,
чистота его православного исповедания сомнительна, его заявления о том, что
"Украинская греко-католическая церковь является преемником древней
Киевской Церкви" неприемлемы для православного епископа. Впрочем, ничего
удивительного в том, что человек английской культуры, вл. Каллист, плохо
осведомлен о ситуации на Украине, нет. Тем полезнее такие визиты.
В
этом контексте более точной представляется следующая интепретация событий,
связанных с "возрождением" унии в постсоветский период. Как известно,
номенклатура Компартии Украины, ставшая у руля созданного Украинского
государства, взяла на вооружение идеологию галицийского шовинизма. Феномен
Галичины невозможно понять, не разобравшись в феномене униатства. Под давлением
Речи Посполитой в 1596 г. киевским православным митрополитом Михаилом Рагозой и
еще 4 епископами было подписано соглашение о подчинении Западнорусской
митрополии Ватикану. Оно предусматривало признание догматики католицизма, но
сохраняло за западнорусскими подписантами право на сохранение православной
обрядности. Православный народ Западной Руси отверг униатов как предателей. Но
и традиционный католицизм не принял их, считая "недокатоликами",
требуя полной ассимиляции. Таким образом, униатство стало буфером между
православно-русским и польско-католическим культурно-цивилизационными типами.
Именно
греко-католический феномен (ни русский, ни поляк, а "самостийник",
"украинец") стал в основе украинской идентичности, украинской идеи.
Греко-католическая церковь (УГКЦ) стала основой и политического
"украинства". В этом процессе огромную роль сыграл львовский
греко-католический "митрополит" Андрей Шептицкий, лично финансировавший
сепаратистские организации и гуманитарную деятельность Общества им. Шевченко,
деятелей типа М. Грушевского. Именно финансовая и политическая мощь Ватикана
позволила из микроскопических групп интеллигентов-романтиков создать в XX веке
мощное идейное украинское движение. Однако до 1946 года униаты воспринимались
как оккупанты и насильники; достаточно вспомнить австрийский геноцид 1882 -
1914 гг., когда было уничтожено более 60 тыс. православных русофилов и
сочувствующих им галичан.
Следует
отметить, что до 20-х годов XX века большинство жителей Галичины тяготело к
Православию и русофильству, однако ослабленный австрийским террором, а затем
антиправославной политикой Польши в 20-е годы, москвофильский лагерь был
"добит" большевиками. После насильственного подавления советской
властью греко-католической церкви униатство и украинство обрели мученический
ореол и, соответственно, "нравственные дивиденды". В этой связи
необходимо отметить, что УГКЦ активно сотрудничала с Гитлером, и поэтому,
частично действия победившей стороны, СССР, следует рассматривать в контексте
Нюренбергского процесса над национал-социализмом. Кроме того, несмотря на
нынешнюю пропаганду, значительная часть галичан во главе с известным богословом
о. Гавриилом Костельником перешла в РПЦ добровольно.
Естественно,
легализация Украинской греко-католической церкви в 80-е годы была неизбежной.
Однако ситуацию, возникшую после печально известной встречи М.С. Горбачева с
папой Иоанном Павлом Вторым, иначе как сдачей всех позиций назвать нельзя.
Именно реванш униатства 1989-1990 гг. во многом предопределил нынешнюю
общественно-политическую ситуацию на Украине.
В
течение 1989-1991 гг. в Галиции были захвачены тысячи православных храмов, в
1990-1997 гг. в этом регионе было более 600 "горячих точек"… Захваты
производились ОМОНом совместно с униатскими активистами. Массовые избиения
православных верующих стали нормой в эти годы, сотни людей покалечены, тысячи
избиты. Следует отметить, что в случае государственной поддержки Русской
Православной Церкви результаты противостояния могли бы быть иными – ведь
десятки тысяч людей запирались в храмах во Львове, Самборе, Почаеве, делало
рейды и московское духовенство. Тогда было возможно создать ситуацию затяжного
противостояния, "запереть" воинствующее "украинство" в
пределах Галичины, получить выигрыш во времени и не допустить полного отделения
Украины. Однако Русская Православная Церковь осталась один на один с прекрасно
подготовленным противником, имеющим и финансовую и политическую поддержку.
Финансирование УГКЦ осуществляется через ряд католических фондов таких, как
"Помощь Церкви в беде" (ФРГ), причем весьма интенсивно – любой
сельский священник имеет возможность не только восстановить свой храм, но и
поехать в Ватикан, в "Коллегиум-руссикум", чтобы получить престижное
образование.
В
настоящее время УГКЦ насчитывает около 3,5 тысяч приходов, Духовные академии и
Институт истории Церкви во Львове, несколько десятков периодических издания.
Активными практикующими греко-католиками является основной костяк антирусской
интеллигенции. УГКЦ ближайшей своей целью ставит создание "Украинской
Поместной Церкви Киевского Патриархата", находящейся в юрисдикции Римского
папы. В "Киевский Патриархат", по мысли идеологов этого проекта,
должны войти и православные христиане и раскольнические группировки и УГКЦ.
Этой же цели подчинена религиозная политика Украины. Официальные представители
УГКЦ – фактически управляющей ей архиепископ Любомир Гузар, и его викарий
Василь Медвид, неоднократно публично приветствовали раскольническую авантюру
президента Кравчука по созданию т.н. "киевского патриархата".
Греко-католики
возглавляли комиссию по духовности и делам религиозных организаций Верховной
Рады Украины первого и второго созывов, лоббировали законопроекты, направленные
против Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), такие, как
принятые Верховной Радой поправки к Закону о Свободе совести от 15.02.1993 г. о
поочередном богослужении в храмах, на которые претендуют общины разных
конфессий. Фактически это скрытый захват храмов. Механизм таков: на имеющийся
православный храм регистрируется и униатская община, чем провоцируется
конфликтная ситуация. Например, православная община составляет 500 чел., а
униатская 50. Если православные не соглашаются но поочередное богослужение,
вступает в действие закон. Несогласных снимают с регистрации и храм продается
униатам.
Очередным
шагом на пути уничтожения Православия на Украине стало создание в Верховной
Раде второго созыва депутатской группы "За единую Поместную Церковь".
Эта группа во главе с греко-католичкой Лилей Григорович стала инициатором
прямого вмешательства государства в дела Церкви. Однако, несмотря на
колоссальные усилия и содействия галичан во власти, униатского прорыва за Збруч
не произошло. За 1998 г. создано всего 67 общин. Это следствие "головокружения
от успехов" и первые признаки спада пассионарности.
Действия
униатов невозможно воспринимать вне контекста мировой политики. Глава УГКЦ
Любомир Гузар и многие из его окружения, – занимающие ключевые посты во
Львовской епархии – реэмигранты из США и Канады, требующих максимальной
имитации под Православие с целью дальнейшего продвижения на Восток. Епископ
Василь Медвид постоянно совершает блиц-визиты в Казахстан и Омск с целью
обращения местных украинцев в униатство и их соответствующую политизацию.
Особые надежды греко-католики возлагали на состоявшийся в июне 2001 года визит
папы Римского на Украину, однако за пределами Галиции этот визит не достиг
своих целей. Локализация УГКЦ свидетельствует об обратимости "галицийского
синдрома" на Украине и реальной возможности его нейтрализации.
Однако, греко-католическая церковь провела по итогам визита свой собор, на
котором обсуждалась стратегия проникновения на Восток Украины. Важнейшим
элементом этой стратегии является поддержка раскольнических группировок
"киевского патриархата" и "украинской автокефальной
церкви", которые фактически являются "приводными ремнями"
униатства.
Логично,
что киевская Конференция, в которой участвовали вл. Каллист, о. Борис
Бобринский, митр. Минский Филарет и многие другие, оказалась в центре внимания
православных СМИ, в тои числе и российских.
Но, поразительно, российские православные средства массовой информации не
обратили внимания на другие важнейшие события, имевшие место на Украине в это
же время. Во-первых, это
паломничество делегации Русской Зарубежной Церкви во главе с архиепископом
Австралийским и Новозеландским Илларионом, ее теплая встреча с митрополитом Одесским
Агафангелом, братское лобзание иерархов Патриаршей и Зарубежной Церкви в
Свято-Успенском кафедральном соборе Одессы. А это – историческое событие!
Миллионы православных христиан Русской Православной Церкви годами ждали таких
встреч. И в ответ – полная тишина в православных СМИ!
Другой пример. В августе 2003 года Одесский митрополит и поддерживающие его
православные общественные организации (ЕДИНОЕ ОТЕЧЕСТВО), делают очень жесткие
и принципиальные Заявления, как против католической экспансии, так и против идеи
автокефалии и автономии УПЦ. Единственным в России, кто откликнулся, оказался
митрополит Кирилл, который ответил одесскому Владыке Агафангелу словами и
жестами поддержки, приуроченными к празднованию его 65-летия 2 сентября 2003
года, в которых активное участие принял его посланник, высокопоставленный
представитель ОВЦС священник Михаил Дудко. Высокопреосвященный Владыка
Агафангел ответил – на том стоим! Русская Православная Церковь – едина и
неделима! Юбилей Одесского архипастыря перерос свои праздничные рамки и стал
демонстрацией церковного единства. Об этом – ни слова! Максимум – официальные,
пустые сообщения. Мало того, некоторые московские либеральные публицисты вновь
начинают муссировать идею автокефалии на Украине. Их нигилистическому сознанию
нет предела – развалили все что можно, осталось развалить только Московский
Патриархат. Таким образом, угрозы церковному единству, возрождению
православного мира, естественным центром которого является Россия, находятся не
только во Львове и Киеве, но и в Москве, точнее в смердяковском пафосе ее
"образованщины" и находящейся под ее влиянием псевдоэлиты.
Материал взят с - www.otechestvo.org.ua
Найти другие
материалы в Интеренете>>>