Нам, современным потомкам древних славян, не может быть ясен давний
смысл этого краеугольного камня Карпатских гор - Ужгорода. Мы можем только
предположить, что место это было одним из важнейших и центральных для
славянства.
Название этого места происходит от ong- ‘угол’, то есть «угловое
место». Город и вправду находится в глубоком углу Карпатских отгорий. Чтобы
добраться до него по железной дороге, надо проехать через Карпатский хребет,
Мукачево, Чоп с венгерской границей, а уж затем повернуть опять на север к
Карпатам и заехать в тупик. Холмы Ужгорода стоят на реке, которая сейчас
славянами называется Уж, а раньше звалась Унг, откуда и происходит древнейшее название
города Унгоград, засвидетельствованное у самого Луитпранда Кремонского (отсюда
и венгерское «Унгвар»).
Если встать на смотровой площадке Ужгородского замка, можно любоваться
городом, Карпатами и разглядеть Словакию за недалекой границей. В истории
многих древних народов «угловое место» подобное Ужгороду имело центральное и
сакральное значение. Можно вспомнить тот же угловой камень деления на холме
Ушнех в Древней Ирландии, стоявший в средоточии острова. Угол и отверженность
зеркальным образом преобразуются в срединность и главенство: «Камень, который
отвергли строители, сделался главою угла. Это – от Господа, и есть дивно в очах
наших.» (Пс., 117, 22-23). Нам, современным потомкам древних славян, не может
быть ясен давний смысл этого краеугольного камня Карпатских гор, мы можем
только предположить, что место это было одним из важнейших и центральных для
славянства.
Начала Ужгорода теряются в темных веках раннесредневековой Европы.
Первая крепость в этом месте была центром белых хорватов, чья страна, Белая или
Великая Хорватия, простиралась в IX в. от Баварии до Карпат и управлялась
несколькими архонтами, один из которых и сидел в Унгограде. В конце IX в. через
Карпаты перевалили венгры во главе с тем самым Олмой, в честь которого в Киеве
был назван Олмин двор. Ужгород, где сидел тогда дука Лаборец, подчинявшийся
болгарскому царю, был сдан без боя, Лаборец был повешен, и славянской
независимости в Закарпатье пришел конец. Венгры заняли ужгородскую крепость,
принесли жертвы богам, пировали, и именно там Олма передал власть своему сыну
Арпаду, родоначальнику венгерской королевской династии Арпадовичей.
Закарпатские славяне в то время уже приняли веру Христову, то ли во время
кирило-мефодиевской миссии, то ли позже, от болгар (чему свидетельством может
служить древняя ротонда в Горянах, недалеко от Ужгорода).
Когда же местные славяне обрели русское самосознание, когда регион этот
стал Подкарпатской Русью – не совсем понятно, ведь Закарпатье никогда не
входило в состав Киевской Руси и древнерусских княжеств. Но уже в XIV в. эта
область называется Русской Маркой, а местные жители русскими (rutheni).
Возможно, русские бежали за Карпаты во время татаро-монгольского нашествия и
уже в Закарпатье смешались с местными славянами. Можно лишь надеяться, что
объективные неангажированные историки-славяноведы (если такие еще остались)
смогут пролить свет на этот загадочный эпизод русской и славянской истории.
Ужгород и Закарпатье стали все больше упоминаться в московской прессе и
интернет-сообществе в связи с последними событиями на Украине и закарпатским
русинским движением, ратующим за автономию края. Здесь надо заметить, что
этноним «русины» очень древний и в древнерусских источниках обозначал
собственно «русских», то есть его нельзя рассматривать в отрыве от общей истории
русского народа применительно к одному лишь Закарпатью, как это делают
современные русинские националисты, в частности о. Димитрий Сидор в своей
«Грамматике русинского языка». Жители Галичины до Первой мировой войны также
называли себя «русинами» или «руськими». К тому же в XIX – начале XX вв. как в
Закарпатье, так и в Галиции сложилось активное русофильское движение,
разгромленное австрийцами в Галиции, но выжившее за Карпатами после войны и
революции. Русофилы в Ужгороде и Закарпатье вели речь о карпаторусском народе,
неразрывно связанном с русской общностью и Россией, публиковали книги на
русском литературном языке в старой орфографии вплоть до присоединения
Закарпатья к Венгрии перед Второй мировой (особая неисследованная тема –
великоросская эмиграция в Закарпатье после революции). Нелишне напомнить, что
сама автономная область в составе довоенной Чехословакии называлась
Подкарпатская Русь и о какой-то Украине тогда могли заикаться только явные
маргиналы. Напротив, современное русинское движение выступает за
самоопределение русинов Закарпатья как самостоятельного этноса с собственным
языком и как минимум культурной автономией.
Но вернемся в Ужгород. Он был интересен в свое время для советского
человека, как маленькое окно в Западную Европу. Таким окном, только побольше,
конечно, была Прибалтика, ну а тем, кто почему-то выбирал другую лазейку,
оставалась Западная Украина. Активные туристы бродили по горам, глазели на
народное творчество и пастухов с трембитами, а те, кто на автобусах,
рассматривали сохранившиеся замки. В любом случае, по сравнению с Прибалтикой
Западная Украина оставалась второсортным суррогатом Западной Европы.
С распадом Советского Союза крайний угол Западной Украины, Закарпатье,
стал вовсе малопопулярен, неизвестен и недоступен для российского обывателя.
Если доступной стала Западная Европа, зачем тащиться в бедный и неустроенный
закуток СНГ? Даже по сравнению с когда-то великолепным польско-австрийским
Львовом Ужгород и Мукачево явно проигрывают как туристические
достопримечательности. Может, это и к лучшему: Ужгород не становился центром
внимания украинских властей, этаким образцовым «западяньским»
националистическим центром. Этому препятствовала и многоэтничность Закарпатья:
венгры, великороссы, словаки, немцы, румыны, цыгане – кого только нет в этой
маленькой области!
Однако в последнее время в головах украинских чиновников созрела
оптимальная идея, как избавиться от «неправильного» и потенциально
сепаратистского региона. В недрах новой киевской администрации разрабатывается
проект присоединения Закарпатской области к Львовской по образцу путинского
«укрупнения регионов». Можно представить, что реакция закарпатцев будет явно
отрицательная, но на какие меры пойдет местная элита и русинская интеллигенция
в сопротивлении этому «укрупнению», покажет время.
При всех наших симпатиях мы должны признать, что старый Ужгород с его
замком Другетов, униатским собором и библиотекой, кофейнями и невысокими домами
всецело принадлежит западноевропейской цивилизации. Город был выстроен под
венграми, венгры были господами, а русины, карпатороссы – подчиненным,
зависимым населением сельской местности. Только на селе и сохранялись в течение
долгого времени русское самосознание и православная вера. В советское время в
Ужгороде рядом с мрачным замком анжуйских аристократов Другетов устроили музей
народного зодчества: привезли из соседних сел деревянную церковь, дома, утварь.
Странное соседство эпохи модерна, когда мертвым становится и аристократический
замок, и традиционный сельский уклад. Когда потомки русинов из деревень, в
одночасье ставшие украинцами и забывшие о своих корнях, переезжают в Ужгород и
заселяют новые многоэтажки, новый город за рекой, никак не связанный со старым
историческим Ужгородом. Такое устройство типично для многих городов Советского
Союза, империи модерна, империи, враждебной как традиционному крестьянству, так
и традиционной аристократии. Но маленький приграничный Ужгород – свидетель
эпох, – несет сквозь все времена зерно исторической памяти, краеугольный камень
нового здания.
Материал взят с - www.pravaya.ru
Найти другие
материалы в Интеренете>>>