Окончание президентских выборов 2004 – 2005 года стало началом чреды
острых религиозно-политических событий.
В январе 2005 года едва назначенный министром по гуманитарным вопросам
Николай Томенко обратился с резким, откровенно грубым письмом к митрополиту
Киевскому и всея Украины Владимиру, в котором обвинил Украинскую Православную
Церковь Московского Патриархата в русском национализме, отрицании украинского
народа и грязной агитации во время избирательной кампании.
В марте 2005 года тогдашний госсекретарь Александр Зинченко нанес визит
к Константинопольскому патриарху Варфоломею (Архондарису) в его резиденции в Фанаре
и без согласования с Киевским митрополитом Владимиром пригласил его в Киев.
Лично в Киев патриарх Варфоломей не поехал, однако вместо него на Украину
приехали два иностранных епископа юрисдикции Константинопольского Патриархата.
На встрече с Виктором Ющенко один из епископов – Всеволод (Майданский), несущий
служение в США и относящийся к раскольнической юрисдикции, незаконно принятой в
каноническое общение п. Варфоломеем в 90-х годах, — сделал резонансное
заявление о том, что Константинопольский Патриархат не признает подчинения
Киевской митрополии Московскому Патриархату, а границы последнего считает
каноническими в пределах существовавших до 1686 года. Учитывая, что на
протяжении сотен лет весь православный мир и в том числе Константинопольские
патриархи признавали существующий канонический строй Киевской Митрополии, а
также то, что до 1686 года территория Киевской митрополии кардинально
отличалась от ее теперешней территории, заявление Всеволода Майданского было
воспринято как неадекватное и несоответствующее официальной позиции Фанара.
Однако, несмотря на все последующие запросы, в том числе
священноначалия УПЦ, РПЦ и православных общественных организаций в
Константинопольский Патриархат, патриарх Варфоломей высказывания своих клириков
никак не прокомментировал, что на языке церковной дипломатии означает полную
солидарность с их заявлением.
В последствии подобные заявления повторялись и другими клириками
патриарха Варфоломея, и в частности выходцем с Украины епископом Илларионом
Рудником – возможной кандидатурой на предполагаемую Киевскую кафедру
Константинополя.
Проект вмешательства Константинопольского Патриархата на территорию
Украины осложнялся отсутствием единства и обилием личных амбиций среди лидеров
неканонических юрисдикций Украины – УПЦ КП и УАПЦ. Так, отлученный от Церкви
бывший митрополит, лидер Киевского Патриархата – Михаил Денисенко (Филарет)
видит роль Фанара исключительно в признании Киевского Патриархата и самого
Филарета как его главы. В тоже время, сам патриарх Варфоломей неоднократно
признавал неканоничность Денисенко в 1990-х годах, а в планы
Константинопольского Патриархата входит в первую очередь подчинение Украины
Фанару, а не наделение ее автокефалией, предоставление которой, особенно в
нынешних условиях, является длительным и сложным процессом. Включение же в свою
юрисдикцию приходов УАПЦ – малочисленных по сравнению с общим числом украинских
приходов — приведет к резкому конфликту, в котором против Фанара будет
выступать уже не только УПЦ МП, но и Киевский Патриархат как наиболее
многочисленная неканоническая структура. Попытки объединения, инициированные
духовенством УПЦ КП и УАПЦ, полностью провалились, т.к. Филарет видел этот
процесс исключительно как присоединение УАПЦ к Киевскому Патриархату, а в УАПЦ
отношение к Филарету самое негативное, причем УАПЦ признает полностью
справедливой анафему Русской Церкви на Денисенко и сильно опасается какого-либо
подчинения Филарету. Таким образом, фигура Денисенко стала своеобразным
фактором, препятствующим осуществлению политического проекта по созданию так
называемой «единой украинской поместной церкви».
В этой ситуации у фанариотов и украинских политиков созревает проект
создания на Украине «подворий Константинополя», которые могли бы играть роль
стратегической базы для объединения клириков и верных УПАЦ, УПЦ КП и УПЦ МП,
настроенных антимосковски, но желающих иметь формально канонический статус.
Формально, потому что, согласно каноническому праву Церкви, ни один епископ не
имеет права заниматься церковными делами на территории другого епископа, и
любое сакральное действие нарушившего это правило вменяется как не бывшее.
В Украинских СМИ появляются многочисленные статьи и выступления
общественных и политических деятелей, посвященные исторической роли
Константинопольского Патриархата на Украине и негативным последствиям
пребывания Украинской Церкви в подчинении РПЦ, а в сентябре 2005 г.
представители Киевского Патриархата и УАПЦ выступают с инициативой
предоставления части своих храмов для подворий Фанара.
Группа клириков и мирян УПЦ Московского Патриархата, полугласно
сотрудничавших с избирательным штабом Ющенко и госсекретариатом Украины,
поддерживают действия власти по проекту «единой украинской поместной церкви», а
архиепископ Черкасский и Каневский Софроний в июне 2005 г. выступает с открытым
письмом к архиереям УПЦ МП, в котором призывает епископат, опираясь на
поддержку Ющенко, Тимошенко и силовых министров, обратиться к Москве и
Константинополю с целью создания Украинской Автокефальной Церкви на
канонической основе.
В ноябре 2005 года патриарх Варфоломей приглашает в Стамбул директора
Института Экуменических Студий (ИЭС) Антуана Аржаковского.
Институт существует при Украинском Католическом Университете во Львове
и патронируется УГКЦ. В почетный комитет ИЭС входят представители УПЦ Константинопольского
Патриархата в США, Немецкой Евангелической Церкви, Римо-Католической Церкви и
УГКЦ. Одним из последних изданий ИЭС стала иллюстрированная книга-альбом
посвященная «оранжевой революции» — «Революция Духа».
Патриарх Варфоломей благословил деятельность ИЭС и поддержал
представленные им проекты. Одним из них — проект «Киевской Церкви», судя по
всему, и являющийся квазиуниатским проектом «единой украинской церкви в общении
с Ватиканом», озвученным главой УГКЦ Любомиром Гузаром.
Одновременно с этим Филарет, пользуясь поддержкой новых чиновников,
начинает более уверено демонстрировать свои лидерские амбиции, что
сопровождается массовой поддержкой украинских СМИ и масштабной уличной рекламой
в городах Украины. Филарет, ранее регистрировавший параллельные общины на все
существующие храмы УПЦ МП, выдвигает претензии на передачу большинства этих
храмов в юрисдикцию Киевского Патриархата, выступает за наделение УПЦ КП
статусом «единой поместной украинской церкви» и сведение статуса УПЦ МП к
экзархату Русской Православной Церкви с небольшим числом храмов,
преимущественно в восточных регионах страны. Возобновляются попытки силовых
захватов храмов УПЦ МП активистами «киевского патриархата» в Киевской,
Полтавской, Тернопольской, Ровенской и других областях Украины. Попытки силовых
захватов проходят при поддержке местных администраций и милиции.
Параллельно с этими событиями лидер Украинской греко-католической
церкви кардинал Любомир Гузар заявляет о благоприятных обстоятельствах для
перенесения кафедры УГКЦ из Львова в Киев и присвоения УГКЦ статуса
Патриархата. Учитывая, что 85% униатских приходов находится в Галиции
(Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области), и еще 10% — в
Закарпатье (причем закарпатские униаты не входят в юрисдикцию УГКЦ, а подчиняются
Словацкому епископу), действия Гузара по искусственному переносу кафедры из
Львова в Киев обусловлены желанием сменить региональный статус на
всеукраинский, а именование «патриархата» использовать для придания УГКЦ
статуса независимой украинской церкви.
В тоже время, в отличие от Православной Церкви, статус «патриархата» в
католицизме никогда не означал независимости.
Не взирая на то, что униатский собор и резиденция Гузара на Левом
берегу Днепра в Киеве еще не достроены, 21 августа 2005 г. кардинал переезжает
в Киев и на торжественной церемонии, проходящей на улице, с участием
украинского околополитического бомонда объявляет о своем новом титуле
архиепископа Киевского и Галицкого. Спустя месяц, Любомир Гузар уже именуется
«патриархом» и заявляет о намерении создать единую украинскую поместную церковь
в общении с Римом на базе УГКЦ.
На протяжении всего года Институт философии НАН Украины поддерживает
все антироссийские религиозные проекты, директор института регулярно выступает
в СМИ, давая негативные оценки деятельности Московского Патриархата, а
замдиректора — Анатолий Колодный — занимается разработкой антироссийской
религиозной идеологии.
Все вышеуказанные события привели не только к возобновлению и
обострению межконфессиональной розни в государстве, не только к тому, что
чиновники-политики настроили против себя верующих самой крупной на Украине
конфессии, но и привели к противоположному желаемому результату. Используя
накопившийся за годы независимости опыт, перед лицом новой угрозы православные
начали масштабную консолидацию и осознали необходимость защиты своих прав на
всех уровнях. Если в 90-х годах насильственные захваты православных храмов
проходили не только безнаказанно, но и успешно, то за последний период
большинство попыток захватов были предотвращены скоординированными усилиями
верующих. Впрочем, виновники насилия до сих пор остаются безнаказанными, а
часть храмов канонической Церкви опечатана, видимо, в ожидании результатов
парламентских выборов.
Замалчивающийся до сего времени факт масштабных нарушений прав верующих
на Украине получил огласку на международном уровне, в том числе на Конференции
Европейских Церквей в Брюсселе. Случаи притеснения Православной Церкви
рассматриваются в Верховном Совете Украины, назначаются парламентские комиссии
по расследованию этих фактов.
Наличие религиозной нестабильности становится важным фактором ухудшения
украино-российских отношений.
Таким образом, можно констатировать, что если отношение власти к
канонической Церкви на Украине в корне не изменится, то это приведет как ко
внутреннему кризису в государстве, так и к значительной дискредитации и
ухудшению положения страны в мировом сообществе.
Материал взят с - www.pravaya.ru
Найти другие
материалы в Интеренете>>>